|
Новости
-> За спецслужбами Латвии усилят контроль
|
За спецслужбами Латвии усилят контроль
06.06.2007 13:26
Линда Мурниеце считает, что лучше отдать контроль за спецслужбами парламенту, а не правящей коалиции. "Кажется, правящие наконец осознали, что сотворили много проблем, попытавшись самовольно вписать в законы то, что выгодно им", — так охарактеризовала работу над новыми законами о контроле за деятельностью спецслужб член парламентской Комиссии по национальной безопасности Линда Мурниеце, пишет газета "Телеграф".
Пока, по ее словам, все проходит "более-менее нормально". Изучив опыт других стран, представители коалиции и оппозиции решили, что необходимо усилить парламентский контроль за структурами, отвечающими за национальную безопасность. Причем реформировать систему нужно не на основе злополучных трех законов, поправки к которым правящие уже пытались продавить в порядке 81-й статьи Сатверсме, а написать новый закон, долженствующий исключить повторение скандалов с прослушкой и утечкой секретной информации.
— В нынешней редакции оговорены инструменты парламентского контроля. Но когда мы ознакомились с опытом Германии, стало ясно, что нормы следует прописать гораздо конкретнее, — рассказала Мурниеце. — У нас в законе в отношении парламентского контроля действует только одна статья, а в Германии — это целый специальный закон, чтобы потом не возникало никаких сомнений, кто несет ответственность. Конечно, все это нужно было сделать до того, как правящие решили использовать 81-ю статью Сатверсме. Но тут уж лучше поздно, чем никогда.
— Почему за образец для подражания был взят именно опыт Германии?
— Германия по своему государственному строю очень похожа на Латвию.
И схема работы структур безопасности тоже имеет много общего. Мы изучили в письменном виде переведенные законы, скоро планируется поездка членов комиссии в Германию.
— Какую роль в контроле будет играть премьер Айгар Калвитис? Ведь, как известно, скандальные поправки от 8 января предполагали именно усиление полномочий премьера.
— Премьер тоже будет участвовать в работе над законом. Он подготовит часть, которая относится к премьерскому контролю, а мы сформулируем свое видение в отношении парламентского. Конечно, мы будем очень внимательно следить, чтобы не был нарушен баланс между премьерским и парламентским влиянием, как, к сожалению, очень часто происходит при нынешней коалиции.
— В чем, по-вашему, должно заключаться равновесие? Глава Полиции безопасности Янис Рейникс в недавнем интервью Latvijas Avīze сказал, что его и так все контролируют — каждую неделю он письменно отчитывается перед премьером, перед министрами, перед вашей комиссией...
— Ну, здесь господин Рейникс сильно преувеличивает. Каждую неделю он Сейму не отчитывается. Может быть, каждую неделю он предоставляет отчеты премьеру, я не знаю. Но лично ко мне — как депутату от оппозиции — никакая информация из этих докладов не попадает. Наша Комиссия по нацбезопасности может пригласить Рейникса на любое заседание, но при этом у него есть право не ответить на какой-то вопрос, сославшись, например, что это оперативная информация. Получается, теоретически мы хоть каждую неделю можем вызывать его с вопросом "Как у вас дела?" Но это было бы глупо, поскольку таким образом мы просто мешали бы ему работать. Я согласна, что по закону депутаты Сейма не имеют права интересоваться оперативной информацией. Но мы фактически не можем узнать, действительно ли это оперативная информация, или нам просто так говорят.
— Новый закон поможет упорядочить ситуацию?
— Новый закон должен очень тщательно оговорить, что парламент может потребовать от спецслужб и какие обязательства спецслужбы должны нести перед парламентом. Ведь с чего начались наши дискуссии о необходимости нового закона? Последние скандалы с прослушкой телефонных разговоров четко показали, что у Сейма нет права проверять, какие конкретно телефоны прослушиваются. Потому что это оперативная информация. Но с другой стороны, если у нас нет возможности это проверить и при этом отсутствует строгий контроль, отдельные люди в спецслужбах и финансовой полиции могут использовать эту информацию в своих целях.
И никто об этом не узнает. Я думаю, что если мы напишем целый закон о парламентском контроле, это поможет не только нам, но и самим спецслужбам. Они наконец поймут, кому же все-таки они должны отчитываться, в каком объеме и за что отвечать.
От правящих можно ожидать всего
— А что в новом законе говорится о деятельности Службы анализа информации, которая, как известно, сейчас подчиняется лично премьеру?
— На мой взгляд, Служба анализа информации тоже сильно преувеличивает свои функцию в системе органов нацбезопасности, поскольку это не спецслужба. Но если между остальными спецслужбами существует довольно четкое разделение обязанностей, то эта структура существует как-то параллельно, явно преувеличивая свои возможности и полномочия. Я думаю, ее деятельность тоже должна быть четко оговорена в законе, поскольку к ней стекается информация из всех источников спецслужб. По сути, сейчас это такая маленькая карманная спецслужба премьера без права оперативной работы. Однако она имеет возможность собирать любую необходимую информацию, в том числе и по заказу премьера. А информация, как известно, — очень мощное оружие.
Янис РЕЙНИКС, начальник Полиции безопасности:
— Если судить по высказываниям отдельных депутатов Сейма, получается, что в Полиции безопасности работают овцы, которые свободно пасутся на лугу. Это ошибочная интерпретация. Полиция безопасности последние годы находится под очень строгим контролем. (...)
Я поддерживаю старания депутатов с помощью закона упорядочить парламентский контроль. Против таких действий не может быть возражений, но есть несколько обсуждаемых вопросов. Например, депутаты хотели проверять обоснованность и законность действий Полиции безопасности, хотя в нашей стране существует строгий контроль судебной власти. Для этой цели нас наблюдает и контролирует Генпрокуратура, у которой единственной есть права ознакомиться со всеми материалами дел на любой стадии процесса. (...)
Источник: NovoNews
|
|
|